Полезные статьи

Эмоций не существует.

А что же тогда существует? Чтобы ответить на вопрос нужно понять какова функция мозга. Он позволил млекопитающим повысить шансы на выживание путем:
-категоризации вещей и явлений,
-прогнозирования событий,
-мгновенной подготовке тела к предстоящим событиям.

Эта подготовка идёт посредством изменения гормонального фона, сахара в крови, глубины дыхания, частоты сокращения сердечных сокращений и диаметра сосудов, а также сотни других процессов.

Физиологические изменения происходят в зависимости от того, в какую категорию поместил мозг тот или иной фактор.

Пример: мозг ребенка, который часто слышит шорох высокой травы, после которого из нее выбегает миленький щеночек будет по другому готовить тело к этому событию в отличии от мозга ребенка, который после того же шороха видит выползающую оттуда змею, которая до этого убила мучительной смертью несколько человек.

То есть, нет никаких врождённых эмоций. Есть лишь конструирование наиболее подходящих физиологических и гормональных изменений. А раз нет врождённых эмоций, то нет и соответствующих им физиогномических отпечатков на лице.

Дальше самое интересное. Мозг человека в отличие от мозга других млекопитающих умеет наделять смыслом все на свете. Поэтому физиологическим изменениям придумывается названия.

Пример. Мужчина из СССР встретив женщину, которую его мозг внёс в категорию, наиболее подходящую для спаривания и получения максимально жизнеспособного потомства назовёт физиологические изменения, которые начнут с ним происходить любовью. Потом он купит цветы, потому что именно так его научили выражать любовь.

Мужчина из средневековья те же физиологические изменения мог интерпретировать как подтверждение проведенного ритуала колдовства и вместе с инквизицией сжечь такую женщину, потому что именно так его научили бороться с колдовством.

На самом деле, в физической реальности нет ни любви ни колдовства - это лишь социальные категории. Есть только физиологические изменения и их интерпретации. Нет любви без понятия любви. Так что Фельдман наконец-то ставит точку в споре: Что такое любовь? Чувство или нет?" Любовь это социокультурный конструкт. Нам кажется, что взгляд на любовь и обязательное сопутствующее поведение (необходимость хранить верность, переживать или даже страдать, жить долго и счастливо, умерев в один день) было всегда. Но на самом деле, это социокультурный конструкт конца XVII века. До этого этот конструкт был совершенно другим. Женатому мужчине заниматься сексом с другими женщинами было нормой. Да и сам брак и, как следствие, брачные нормы были принципиально другими. Брак существовал для иных причин. Прежде всего для применения норм наследования властного статуса и имущества.

Практическая ценность теории.

Что делать, если мы понимаем, что физиологические реакции мешают нам добиться цели? Например, если мужчина хочет создать романтическую пару с красивой женщиной, но при знакомстве он деревенеет или злиться на весь слабый пол. Это значит, что в его мозгу женщина находится в категории угроз. И мозг соответственно готовит тело к этой угрозе. В частном случае мозг может быть прав, но относить всех женщин в мире в одну категорию конечно глупо. Что делать? Нужна более дифференцированная категоризация. Тогда мозг будет готовить тело по разному. И цель будет гораздо проще достигнуть. Для этого нужно открываться опыту и фактам, а не отрицать многовариантность мира

Другой пример. Когда спортсмен выходит в ринг на поединок, его мозг прогнозируя угрозу телу начинает его готовить. Зрачки сужаются, желудок и мочевой пузырь хотят опорожниться, кровь отливает от кожи, волосы на теле становятся дыбом чтобы удержать тепло. Для этого же начинается лёгкий тремор мышц. Спортсмен может интерпретировать это как страх и даже может себя назвать трусом. Но это все социальные категории. В физическом мире есть лишь одно - подготовка тела к угрозе. Не существует страха без интеллектуального понятия "страх".

Интерпретации появляются из картины мира, которая в свою очередь является следствием воспитания и раннего детского опыта. Это согласуется с теорией транзактного анализа, который понимает воспитание как обучение родителями своего ребенка играть в те игры, в которые они сами играют.

Интеллект позволяет сконструировать многочисленные категории. Осознание даёт другие интерпретации, а следовательно помогает выработать другие физиологические реакции. Вуаля, мы начинаем жить в другом мире. Не физическом, но социокультурном. И изменить жизнь к лучшему. Если человек настаивает, что его социокультурный мир и есть настоящая реальность и он готов и дальше страдать, значит он живёт в сценарии и не хочет его менять. Социокультурный конструкт и есть сценарий по транзактному анализу. Выход из сценария прежде всего изменение социокультурных установок и образов.

Вопрос на определение уровня вашего понимания. Злиться ли собака, которая на вас лает?
Психология